Каталог двигателей

Архив

Сквозь годы – союз семьи с заводом

      Из связанных с Минским моторным заводом представителей семьи, к которой принадлежит распределитель работ МЦ-6 Юлия Давидовская, можно составить целое генеалогическое древо.

Когда-то генеалогия считалась элитарной наукой, ее изыскания относились только к тем, кто имел счастье принадлежать к высшему классу, быть дворянином. В наши дни эта наука стала демократичной и модной, получила широкое распространение. Любой желающий может заказать соответствующей организации составление своей родословной и на ее основе – генеалогического древа. В случае Юлии Давидовской «вырастить» такое деревце можно, если мысленно собрать воедино всех представителей ее семьи, которые в разное время трудились или трудятся на нашем заводе. В их числе – полная трудовая династия.

Дело здесь не в своеобразном «кодексе самурая» – преданности одному «хозяину». И не в трудовой чести, не в верности традициям – как считает сама Юля. Не всегда люди руководствуются исключительно высокими побуждениями. Чисто жизненная практичность, предпочтение хорошо известного места работы, удобство, душевный комфорт от осознания, что рядом с тобой трудятся родные люди – разве такие мотивы не имеют права на существование? Даже если это и расчет, то хороший, понятный, обоснованный, происходящий из здравого смысла и заслуживающий уважения.

Никогда Юля не слышала от родных патетических слов о любви к своему предприятию. Наверняка эти люди не из тех, кто привык делать громкие заявления. «Все они – самые обычные, простые работники, никто из них не стал большим начальником», – говорит Юля. Но это не значит, что моторный не сыграл в их судьбе значительной роли или что они не внесли свой вклад в его развитие. Вместо собственных красивых слов о них говорят их дела.

Основателем династии стал дедушка Юли по материнской линии Егор Григорьевич Молчанов.

Он пришел на завод в декабре 1963 года и до июня 1984 года работал слесарем-ремонтником МЦ-1, повышал квалификацию и получил шестой разряд. Уволился в связи с болезнью, препятствующей продолжению трудовой деятельности. Кажется, давно Егор Молчанов перестал быть моторостроителем, но есть заводчане, которые его еще помнят. Как, например, заместитель начальника МЦ-1 по техчасти Николай Казючиц, который рассказал: «Я часто контактировал с Егором Молчановым, когда был электриком цеха. С некоторыми людьми мы сталкиваемся по жизни, они будто проходят по краю нашего сознания – потом и не вспомнишь, был такой человек или не было его. А Егор Молчанов из тех, кого запоминаешь навсегда. Я и сейчас его как будто перед собой вижу. Во-первых, он был настоящим профессионалом в своем деле. Со всеми видами механического ремонта справлялся сам, ему не требовалась помощь. Досконально знал технологические процессы. Хорошо разбирался  и в электрической части. Если вызывал электриков, всегда говорил конкретно, в чем проблема и что нужно сделать. Во-вторых, он был отличным человеком, дай Бог всякому почаще таких встречать. С ним всегда можно было поговорить на любые темы».  

Конечно, данная Егору Молчанову высокая профессиональная и человеческая оценка обусловлена его личными качествами. Но, наверное, все же играла свою роль и ответственность перед старшим братом Александром. Они с ранних лет шли по жизни рядом. Сначала вместе трудились на МТЗ. Затем, когда был создан моторный завод, оба пришли на новое предприятие, Александр еще раньше, чем Егор. Наверняка, в решении молодых людей была определенная доля романтики: увлекательно, даже в некоторой степени захватывающе участвовать в развитии нового производства. В то же время, оно должно стать важной составляющей экономики государства, занять значительное место в структуре машиностроительной отрасли, а значит, открываются хорошие перспективы. Александр Молчанов, так же, как младший брат, работал на ММЗ до самого конца трудовой деятельности – с 1962 по 1989 годы, когда вышел на пенсию. За 27 лет освоил несколько профессий, стимулом к чему служили потребности производства и собственное желание развиваться. Основная специальность, по которой он трудился, – наладчик. Побывал и слесарем по ремонту приспособлений, и слесарем механосборочных работ, попробовал себя в роли токаря-автоматчика. Двадцать лет он отдал второму механическому цеху, работал также в МЦ-6 и технической лаборатории ОГТ.

Несомненно, оба брата были довольны своим выбором, потому что посоветовали устроиться на моторный младшей сестре Марии Насанович. Александр «взял ее под свое крыло» в МЦ-2. Так же, как и братья, Мария стала рабочей – шлифовщицей, и трудилась на заводе до своей смерти от острой болезни в 2001 году.

Так сложилось, что по линии Александра и Марии никто не продолжил дело моторостроения. А вот Егор привел в 1979 году на завод дочь Тамару – маму Юли Давидовской, только что окончившую школу.

Знал, что предприятие надежное и молодежь здесь встречают хорошо. Моторный стал для Тамары единственным рабочим местом, дал возможность состояться как профессионалу. Сначала Тамару приняли кладовщиком на склад сбыта № 93, потом назначили заведующей складом. Она получала в цехах детали и комплектующие, вела учет их прихода и расхода, обеспечивала хранение, оформляла документацию для бухгалтерии. Жила работой не только в строго отведенные графиком часы. Как вспоминает Юля, мама часто обсуждала с мужем рабочие проблемы, спрашивала мужского совета. Говорила о своей деятельности, как о напряженной, в которой нередко возникают «запарки», особенно в конце месяца, когда приносила документы для оформления домой. «Мне было интересно, что она делает, – рассказывает Юля, – я всегда спрашивала ее об этом, она объясняла, хотя, конечно, я не очень хорошо понимала». Несмотря на то, что расслабляться на работе не приходилось, Тамаре нравилось ее дело, особенно общение с людьми. И когда в 2015 году ей пришлось уйти на пенсию по инвалидности, очень жалела, что покидает предприятие, даже плакала. До сих пор она поддерживает отношения с бывшими сотрудниками, перезванивается с ними, интересуется заводскими новостями.

Такие теплые чувства к заводу понятны еще и потому, что именно он, можно сказать, подарил Тамаре счастливую семейную жизнь. Началось все в 1984 году, когда на склад № 92 устроился грузчиком симпатичный крепкий парень Николай Ивашин. В процессе работы Коля и Тамара часто видели друг друга, и получалось так, как поется в песне: «Касіў Ясь канюшыну, паглядаў на дзяўчыну, а дзяўчына жыта жала ды на Яся паглядала». Взаимный интерес привел к знакомству, а затем и к более серьезным отношениям. Кстати, Николая, как и Тамару, привел на моторный его отец – Яков Николаевич Ивашин.

Как и другие дедушки Юли, Яков пришел на ММЗ, когда предприятие только начало образовываться, – в 1962 году, почувствовав призыв нового начинания. Перешел с МАЗа, где работал токарем. По этой же профессии и продолжил трудиться, сначала в РМЦ, затем в транспортном цехе. И достиг в ней наибольших высот. Об этом свидетельствуют многочисленные победы в социалистическом соревновании, внедренные рацпредложения, звание «Ударник пятилетки», медали «За доблестный труд» и «Ветеран труда». Яков был работником с таким ярко выраженным чувством ответственности, которое редко встречается. Приходил на завод за час до начала смены, готовился к работе и выполнял ее всегда очень тщательно. Даже когда с возрастом стало слабеть зрение, мог точить детали, как объяснял, «на ощупь». Покинул предприятие только в 64 года. Кроме сына, который, правда, задержался здесь недолго, Яков привел на моторный в 1990 году свою дочь Елену Шайтор. Она и сейчас трудится инженером ПДБ на инструментальном производстве.

Елена рассказывает: «Мой отец всегда говорил: «Я очень рад, что попал на моторный завод». И сейчас постоянно спрашивает меня, что делается на предприятии». Елена устроилась на ММЗ после окончания машиностроительного колледжа. Сейчас как инженер ПДБ по инструменту она открывает заказы на изготовление инструмента, следит за своевременностью их выполнения, принимает готовую продукцию. Признается: «Меня очень обязывает, «подстегивает», что немало заводчан до сих пор помнят отца и говорят о нем добрые слова, вспоминают, что он всегда был готов помочь». 

Самая молодая из моторостроителей представительница семейства – Юля Давидовская. Ее путь на завод был традиционным: в 2006 году привела мама, так как Юля хотела сама зарабатывать на жизнь. Благодаря семейным рассказам, у нее не было присущего некоторым молодым людям предвзятого отношения к заводу. Наоборот, она испытывала уважение к крупному предприятию, понимала, что оно играет важную роль в экономике страны. С тех пор Юля трудится распределителем работ в МЦ-6. «Можно сказать, я выросла и повзрослела вместе с моторным, – считает она, – ведь здесь прошли почти все мои молодые годы. Я всегда была контактной, все же в 18 лет на первом рабочем месте было страшновато, чувствовала себя маленькой девочкой в окружении взрослых. Но меня очень хорошо приняли, и я быстро сдружилась с коллективом, получила опыт общения с людьми разных возрастов, которые оказались веселыми и доброжелательными. Вместе мы уже отметили немало праздников, ездили на турслеты, экскурсии». Конечно, быть моторостроителем – значит не только участвовать в культурно-спортивной программе. Рабочие обязанности Юли – получение заготовок, комплектующих со складов и других цехов для участков согласно сменному заданию; ведение учета выработки, оформление рабочих нарядов и другой технической документации. Кроме того, последние два года Юля по совместительству выполняет работы по делопроизводству цеха. Ее непосредственный руководитель заместитель начальника МЦ-6 по производству Владимир Баешко говорит: «Юля исполнительная и добросовестная, никаких замечаний к ней не возникает». Упорный труд Юля совмещает с материнскими заботами, ведь она растит двоих сыновей, четырех и девяти лет. Смеется: «У меня какое-то ощущение предопределенности: на моторном предки отработали, значит, и моя судьба здесь трудиться, возможно, и моих детей. По крайней мере, моя младшая сестра тоже рвалась сюда, но в итоге все же окончила торговый колледж и устроилась в магазин.  Семейные связи на предприятии – совсем неплохо. Мне приятно, что недалеко от меня работает родной человек – моя тетя, это добавляет душевного комфорта, уверенности. Вообще, я надеюсь на хорошие перспективы завода, что будет дальше развиваться производство, наша продукция будет хорошо реализовываться. Очень хочется в это верить».

Кто знает, может, действительно, трудовая династия продолжится? Во всяком случае, генеалогическое деревце семьи прочно вросло корнями в моторный. Завод принес членам семейства много радостей, тревог, побед, обеспечивал и обеспечивает средствами к существованию. Все эти люди верили и верят в наше предприятие. И такая вера не может оказаться напрасной.

Автор статьи : Наталья КОНСТАНТИНОВА. 

Версия для печати

Работа специалистов по фирменному ремонту гарантийных и постгарантийных двигателей производства ОАО «УКХ «ММЗ» ведется круглосуточно, все выходные и праздничные дни. Выезд бригады будет осуществлен в течение часа с момента поступления заявки, а фирменный ремонт будет произведен в течение суток и с гарантией работоспособности на год.

подробнее

Новый высокофорсированный двигатель Д-262S2-158 Минского моторного завода мощностью 330 лошадиных сил установлен на первый трактор производства ОАО «Амкодор».

подробнее

Справочная: 218-31-09 Факс: 8-017-398-92-33

подробнее

Разработано
в студии Pixelhead

Продвижение сайтов

© 2010 ПО «Минский моторный завод»